Психика и физиология
В начале ХХ века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.
Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.
Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.
Потребность в общей теории психических процессов привели к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического материала экспериментальной психологии.
Психика и физиология
Психика – это общее понятие, обозначающая совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психологические процессы происходят в голове человека и отражаются в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышления, речи и др. Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения проявлений поведения человека.
В связи с успехами изучения деятельности отдельных нейронов мозга человека, в условиях клинического обследования – психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов состояния и поведения. «Современная психофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, что определяется интеграцией различных дисциплин, изучающих работу мозга (нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии, психофизиологии, нейропсихологии и др.)».
Становление психофизиологии связано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась школа электрофизиологов во главе с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и общую теорию ЭЭГ. Значительное влияние на развитие психофизиологии оказала теория нервных сетей и нейронов-детекторов, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Это открытие стимулировало изучение функциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этапов поведенческого акта. Были открыты многие новые классы нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами. Среди них – особый тип сенсорных нейронов – гностические единицы, кодирующие целые образы. Эта концепция принадлежит Ю. Конорскому, который доказал, что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, голоса, знакомого знака, характерного жеста и т. п. Соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдельным восприятием.
Описаны также целый класс особых нейронов – нейроны цели, нейроны целевых движений, нейроны моторных программ, командные нейроны, нейроны «ожидания», нейроны новизны, нейроны тождества, нейроны ласкового поведения, нейроны среды, нейроны места. Выделение этих групп нейронов заложили основу функциональной классификации нейронов и позволили приблизиться к пониманию нейронных механизмов поведения.
Изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний ограничивается возможность проводить подобные эксперименты лишь на животных. Некоторые исследования на людях продиктованы диагностическими задачами в лечебных целях. Вместе с тем знания, которыми сегодня располагают исследователи, о принципах кодирования информации в нервной системе свидетельствуют о существовании некоторых универсальных механизмов клеточного функционирования, общих для всех живых организмов. Это вселяет определенную уверенность в том, что закономерности, изучаемые на простых объектах, могут быть распространены и на более сложные системы.