Общение в рамках экзистенциональной психологии. Культура общения
Слово «экзистенция» («существование») происходит от лат. еxistere – выделяться, появляться. Этим подчеркивается, что существование – не прозябание, не статистический процесс, а динамический, то есть рост – связано с возникновением и становлением.
В норме человек всегда находится в состоянии превращения во что-то, причем люди благодаря самосознанию могут выбирать собственное бытие.
Один из важнейших принципов экзистенции – ее временность, конечность. Человек всегда находится перед ликом смерти. Это наполняет его бытие напряженным ожиданием. Не изуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. не абстрактно, а конкретно. В экзистенциальном мышлении человек участвует целиком, вместе со своими чувствами и желаниями, предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, заботами и нуждами.
Экзистенциализм – философия суровая и трезвая. В центре ее исследований находится человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным. Сил человеку едва хватает на то, чтобы существовать и внутренне справляться с бременем судьбы. Всем понятны чувства одиночества, разочарования, скорби, как внятны стремления вырваться за рамки времени, ощутить отблеск человеческого бытия.
По мнению Лэинга, психотики – это индивиды, весь жизненный опыт которых фатально расщеплен, поскольку у них неудовлетворительная связь с миром и человеческим обществом, равно как и разрушительная взаимосвязь с собственной самостью. Лэинг ставит особый акцент на важности человеческих взаимодействий и взаимоотношений. При этом переживания? которые всплывают из бессознательного, рассматриваются как обоснованные и полные смысла.
В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку – побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ним болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы.
Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по конструктивному, так и по деструктивному пути развития. Деструктивный путь – многочисленные формы психологических защит от этих данностей. Конструктивный путь – несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует их перерождению, иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.
Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.
Экзистенциальная психология – направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Экзистенциональная психология исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности успешно удается совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить четыре основных узла экзистенциональных проблем, пути решения которых изучает экзистенциональная психология:
1) проблемы времени, жизни и смерти
2) проблемы свободы, ответственности и выбора
3) проблемы общения, любви и одиночества
4) проблемы смысла и бессмысленности существования
Экзистенциональная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам.
2. Поверхностное общение
Экзистенцию можно назвать истинным «Я». Но разве «Я» может быть неистинным? Естественно, отвечают экзистенциалисты. В общественной жизни люди часто используют готовые формы эмоциональных реакций, прибегают к безличностному общению.
Например, человек идет по коридору и слышит вопрос: «Как поживаете?», он отвечает: «Спасибо, хорошо…» и исчезает за поворотом. Разве человек, задавший вопрос, действительно хотел узнать от другого человека фактические подробности его жизни? Разумеется, нет. Разве тот человек не бросил реплику, которая на самом деле ничего не выражает: «хорошо», хотя на самом деле, не все уж так замечательно.