Мотивация врожденной и приобретенной агрессии
Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет "злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или по меньшей мере нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного. Подобную идею высказал и продолжил в XIX столетии Жан-Жак Руссо.
В своей работе мы рассмотрим проблему врожденной и приобретенной агрессии, рассматривая взгляды разных ученых на эту проблему.
1. Разработка З. Фрейдом и Г. Маркузе проблемы агрессии как соединения созидающего и деструктивного начала
Основатель психоанализа З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1912). В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке это - проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал, что Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии.
Фрейд, как известно, в начале, использовал термины "агрессивный" и "активный" как синонимы, хотя в дальнейшем, в работе "Новые вводные лекции" (1933), он использовал слово "активный" не как синоним агрессивности, а как наиболее важную характеристику этого инстинкта. Агрессия может проявляться в разных формах, однако все эти формы имеют одну общую черту - они представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим миром. Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов встречающихся на пути к цели (способствующих или препятствующих ее достижению). Цель, выражаясь языком информационной термодинамики есть стремление к борьбе с хаосом (энтропией) к структурированному состоянию упорядочению. Для этого необходима энергия, назовем ее, в данном случае - активностью. Тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на устранения препятствий, ведущих к цели. Вместе с тем Фрейд придавал не столь большое значение феномену агрессии, считая либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик, Адлер, в 1908 г. в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие агрессивного стимула в качестве всеобщего, основного инстинкта. Отсюда все примитивные влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому главному, агрессивному, стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической энергии, служащей для компенсаторного преодоления, агрессивным путем, органических недостатков, свойственных тому или иному индивиду. Неустойчивое психологическое равновесие восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса. В случае одномоментного проявления, сексуального, и агрессивного инстинктов, последний, по мнению Адлера, всегда доминирует. В последующем Адлер пришел к выводу, что агрессивный инстинкт, импульс, есть способ преодоления препятствий, преград на пути к цели, витальным потребностям и, следовательно адаптации.
Г.Маркузе, пользуясь учением Фрейда, утверждает, что цивилизация начинается с введения запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации инстинктов:
а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся групповых отношениях;
б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины и природы, а также индивидуальной и социальной морали.