Должностные преступления в дореволюционной России
В Уложении дается более развитая система государственных преступлений: говорится об оскорблении царского величества, об организации заговоров и бунтов, измены.
В уложении выделяется понятие об оскорблении чести словом, за что, как правило, уплачивается штраф сообразно чину, званию и должности. За оскорбление женщины – двойной штраф. За оскорбление патриарха и высших церковных феодалов, бояр, окольничих предусматривались баготи, торговая казнь, тюрьма.
Впервые устанавливается (Судебник 1550 г.) понятие мошенничества, причем неясно, что следует понимать под этим словом – мелкую кражу (мошны, то есть кошелька) или похищение посредством обмана.
Должностные преступления по Судебнику 1497 г.
Под преступлением судебник понимает не только нанесение материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвигается защита существующего социального и правового порядка. Преступление - это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Система наказаний по судебнику усложняется, формируются новые цели наказания: устрашение и изоляция преступника. Целью властей становится демонстрация их всесилия обвиняемым, над душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя. Процедура казни превращается в своего рода спектакль, появляются новые виды казней и наказаний. Для наказаний стали характерными жестокость и неопределенность их формулировки. Телесные наказания применялись как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенным видом была «торговая казнь», т.е. битье кнутом на торговой площади. Членовредительские наказания лишь начали вводиться в этот период.
Кроме устрашения, эти виды наказаний выполняли важную символистическую функцию - выделение преступника из общей массы, «обозначение» его. Судебник стал прежде всего «инструкцией» для организации судебного процесса.
«А ездити недельщиком и на поруки давати самим с приставными или своих племянников и людей посылати с приставными. А урочников им не посылати с приставными. А от поруки им с приставными ездячи не имати ничего. О НАДЕЛЬЩИКАХ УКАЗ. А в котором городе живет надельщик, ино ему с приставными в том городе не ездити, ни посылати ему с приставными в свое место ни в какове деле.
А кто по кого пошлет пристава в чем, и в чем ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правовому то все взяти на виноватомь.
А надельщиком на суде на боярина, и на окольничих, и на диаков посула не просити и не имати, и самимь от порукы посулов не имати.
А которому дадут татя, а велят его попытати, и ему пытати татя безхитростно, а на кого тать что взговорит, и ему то сказати великому князю или судии, который ему татя дасть, а клепати ему татю не велети никого. А пошлют которого надельщика по татей, и ему татей имати безхитростно, а не наровити ему никому. А изымав ему татя, не отпустити, ни посула не взяти; а опришних ему людей не имати.
А у которого надельщика седят тати, и ему татей на поруку без докладу не дати и не продавати ему татей.
А у которого татя дадут на поруку в какове деле не буди, и им исцов и ответчиков не волочити, а ставити их перед судиами. А срочные их христианином отписывать и бессудные давати не волокитно, а от безсудных им у христиан не имати ничего. А коли срок отпишут обема истцемь вместе, и ему взяти одно хоженое с обеих сторон, а опроче того ему не взяти ничего. А в езду своем дати на поруку до обыску, доколе дело скончается, и ему взяти езд не виноватом. А кто ищеа или ответчик сам не поедет ко ответу, а пришлет в свое место срока отписывати, и надельщиком хоженое взяти на том на одном, кто поедет вь его место срока отписывати.
УКАЗ НАМЕСТНИКОМ О СУДЕ ГОРОДСКЫМ. А в которой город или в волость приедет надельщик или его человек с приставною, и ему приставная явити наместнику или волостелю, или их тиуном. А будут оба исца того города или волости судимыя, и ему обоих исцов поставити пред наместников или пред волостелем или перед их тиуны.
А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте и лутчимь людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити.
А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу исцева. А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубля по осми денег. А будет дело выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж росчету. А доводчику имати хоженое и езд и правда по грамоте.
А досудятся до поля да помирятся, и ему имати по грамоте. А побиются на поли, и ему имати вина и противень по грамоте. А где нет грамоты, а помирятся, и ему имати противень вполы исцева, то ему и с тиуном. А побиются на поли в заемном деле, или в бою, и ему имати противень против исцева. А побиются на поли в пожеге, или в душегубьстве, или в разбое, или в татбе, ино на убитом исцово доправити, а сам убитой в казни и в продажи наместнику, то ему и с тиуном».
Должностные преступления по Соборному Уложению 1649 г
С принятием Соборного Уложения 1649 года впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. В результате кодификации материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Уже теперь намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.
В области уголовного права были осуществлены следующие изменения. Прежде всего, определяется круг субъектов преступления: ими могут быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и интеллектуальным.
В связи с этим субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина. Вместе с этим необходимо отметить, что от второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: пособников (лиц, создававших условия для совершения преступления), попустителей (лиц, обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), недоносителей (лиц, не сообщивших о подготовке и совершении преступления), укрывателей (лиц, скрывших преступника и следы преступления).
Уложение, помимо всего прочего, знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожное преступление виновный наказывается так же, как за умышленное преступное действие (наказание следует не за мотив преступления, а за его результат). Закон также выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относятся состояние опьянения; состояние аффекта, вызванное оскорблением или угрозой; а к отягчающим - повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.