Юристов надо учить по-новому
Отечественная система подготовки юридических кадров не менялась с XIX века. Своими мыслями о том, какой ей надлежит быть сегодня, с «МК» поделился доктор юридических наук, председатель отделения проблем управления РАЕН Александр Лагуткин.
— Сегодня только ленивый не идет учиться на юриста. Надо ли нам столько специалистов этого профиля?
— Лишь две профессии в подлунном мире сопровождают человека от зачатия до смерти и даже после — врач и юрист. С врачом, думаю, все ясно. А вот в отношении юриста кое-что надо пояснить. Законодательство содержит целые институты права, которые регулируют правоотношения, возникающие из семейных отношений, зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Эти нормы содержатся и в трудовом праве, и в гражданском. Ну а жизнь родившегося человека регулируется нормами права от и до. Проснулся с утра — начинает действовать жилищное законодательство: пользование сантехническими приборами и всем комплексом жилищно-коммунальных услуг. Зашел в магазин за хлебом — работают нормы гражданского права, т.к. совершаются сделки, предусмотренные ГК РФ. Сел в общественный транспорт — стал пассажиром и заключил договор с организацией-перевозчиком. Пришел на работу — правоотношения регулируются трудовым законодательством. И так до бесконечности.
— Короче, куда ни кинь — всюду право...
— Право играет роль регулировщика на сложнейшем перекрестке. Достаточно ему уйти, как начнутся ДТП (аварии), а там и полная остановка движения (коллапс). Так что готовить специалистов (юристов) высшей квалификации, которые будут работать с этими правилами в повседневной жизни, — ответственнейшая задача. Мы для ее решения предлагаем использовать систему кластеров.
— Чем она отличается от существующей системы подготовки юристов?
— Нынешнюю систему отличает разделение на специализации: государственно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая и международно-правовая. А ее надо выстроить по иному, кластерному принципу — готовить специалистов по конкретным профессиям, исходя из сложности выполняемых обязанностей.
На вершине пирамиды юридических профессий находится судья: только он принимает решения о судьбе и дальнейшей жизни человека или его имущества от имени государства. Вот кластер уголовно-правового образования и будет готовить студента для работы следователем, прокурором, адвокатом, судьей. Кластер гражданско-правового образования готовит для работы адвокатом, нотариусом, юрисконсультом, прокурором, судьей. Кластер государственно-правового образования готовит для работы на государственной или муниципальной службе. Кластер международно-правового образования готовит для работы юриста — специалиста в области международного права. При этом будущий судья, прежде чем занять столь ответственную должность, должен проработать на любой из перечисленных должностей не менее 10 лет. И лишь потом, получив соответствующую квалификацию и сдав экзамен, допущен к работе судьей.
— Хотите сказать, что судейская карьера должна начинаться после 35 лет?
— Граждан абсолютно не интересуют пути продвижения юристов по службе! Их дело — получить высочайший уровень профессионализма судьи, принимающего решение об их судьбе. Концептуальное изменение системы образования, результатом которого станет выпуск специалистов принципиально нового качества, потребует реформирования профессиональной юридической деятельности, в том числе судебной системы, построенной по территориальному признаку. Образовательный кластерный принцип неизбежно влечет за собой иные подходы к практической деятельности юриста. Более узкая специализация позволит качественнее выполнять ответственнейшую работу в правовой сфере.
— Итак, нужны четыре кластера юробразования вместо нынешней специализации. Что еще?
— Необходимо вернуть институты государственного прогнозирования, планирования и статистического учета, чтобы государство могло прогнозировать и планировать на ближайшую (5 лет) и долгосрочную перспективу (от 15 лет), сколько тех или иных специалистов понадобится для народного хозяйства страны. Тогда, во-первых, можно будет повысить качество специалистов соответствующих профессий и, как следствие, качество выполняемой ими работы, а во-вторых, избежать переизбытка специалистов по «модным» специальностям, которые на рынке труда не будут востребованы, а государству придется тратить бюджетные деньги на их переобучение или профессиональную переориентацию.
— Когда может быть начата подготовка юристов высшей квалификации?
— В настоящее время рассматривается вопрос о таком эксперименте в одном из ведущих вузов Москвы.