Даешь бакалавров, хороших и разных. Российские университеты будут готовить квалифицированных рабочих
То, что нынешнее высшее образование по своему качеству зачастую не является не только высшим, но и вообще образованием, ни для кого не секрет. В результате мы имеем и нехватку квалифицированных кадров, и безработных выпускников вузов. Решению этой проблемы уделено значительное внимание в разработанной на днях правительственной программе развития образования до 2020 года.
О грядущих переменах «МК» рассказал глава группы разработчиков, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.
— Ярослав Иванович, одна из центральных идей вашей программы — массовое внедрение в вузах прикладного бакалавриата. Что это значит на практике?
— 80% нашего нынешнего высшего образования — профанация, от которой страдают и работодатели, лишенные нужных кадров, и безработные выпускники вузов. Решить эту проблему и должен прикладной бакалавриат. В отличие от академического, срок обучения там будет не 4, а 3 года. Затем выпускник может идти работать. Или, если захочет продолжить образование, — перевестись в академический бакалавриат, а затем поступить в магистратуру. Это — коренное отличие нашей системы от зарубежных! Выпускники российского прикладного бакалавриата получат право восстановиться на 3-м курсе бакалавриата академического в любой момент — даже проработав какое-то время после вуза. Выгода очевидна. Для государства прикладной бакалавриат станет основной формой создания рабочей аристократии: высококвалифицированных исполнителей и рабочих. Для абитуриентов будет свой плюс. Сейчас те, кто понял, что ошиблись с выбором вуза, посреди учебы вынуждены получать другое образование за свой счет. А прикладной бакалавриат даст повторный шанс получить бесплатное высшее образование. Поучившись на нем, можно пойти работать, а потом, в случае разочарования в выбранной профессии, продолжить обучение по другой специальности. Сегодня же за профессиональную подготовку надо платить — даже за какие-нибудь курсы парикмахеров.
— Прикладной бакалавриат будет во всех вузах?
— Нет, в таких, как МГУ или Санкт-Петербургский госуниверситет, его не будет. Но в ряде вузов он вполне уместен. К примеру, в вузах — отраслевых лидерах, где есть массовый выпуск исполнителей, например, инженеров. Другая группа — местные вузы. Третья — вузы для ребят с низкими баллами ЕГЭ, стремящихся получить высшее образование, но не определившихся, какое именно. Главное, чтобы во всех вузах с прикладным бакалавриатом был академический. А также хотя бы небольшое количество магистерских мест. Этот набор обеспечит возможность роста.
— Когда можно ожидать введения прикладного бакалавриата?
— 2012 год уйдет на подготовку законодательной базы. А с 2013 года — набор.
— Другое новшество — финансирование вузов в зависимости от баллов ЕГЭ, набранных их абитуриентами. Чем выше баллы — тем больше бюджетных средств.
— До сих пор Минобрнауки не решалось ввести этот принцип. Но в перспективе это будет. Сегодняшняя модель — подушевое финансирование по принципу «деньги следуют за учеником». Плюс учитываются некоторые другие параметры. Например, структура программ (технические, понятно, стоят дороже гуманитарных). Или региональный коэффициент (Москва, Санкт-Петербург и северные регионы также стоят дороже). Есть и доплаты ведущим вузам, обеспечивающим нашу конкурентоспособность с международными университетами. И здесь мы расходимся с Минобрнауки, где считают, что платить надо всем ведущим вузам, независимо от результатов ЕГЭ. Мы же предлагаем дополнительно финансировать любой вуз, набравший высокобалльников.
— Сохранятся ли стипендии? Одно время их вроде думали отменить...
— Стипендии сохранятся — и академические, и социальные. Но социальная стипендия поднимется до 5 тыс. рублей. В сумме с академической это составит 7 тыс. рублей.
— А что будет с зарплатами преподавателей? Минфин вряд ли даст их увеличить!
— Знаете, на такую организацию, как Минфин, есть такой человек, как Владимир Путин. Он выполнит то, что обещал: один лишь МГУ получит на увеличение зарплат более 2,5 млрд. рублей. Минфин, правда, уже пытается по-своему интерпретировать эту идею: предлагает увеличивать зарплаты на 100% лишь в вузах, где они не превышают 13 тыс. рублей в месяц. Да такие вузы вообще надо не финансировать, а закрывать!
— Сферу непрерывного образования тоже ждут изменения?
— Да, и очень серьезные. Мы считаем, что в течение 15 лет в стране работало что-то вроде образовательного «МММ» — вузы, которые никого ничему не учили, но исправно получали госаккредитацию. В результате их деятельности значительное число выпускников не может найти работу. И если уж государство помогает обманутым дольщикам и вкладчикам, то надо помочь и обманутым студентам. Правда, получить бюджетное софинансирование второго высшего образования можно будет не в любом вузе, а лишь в 50, которых отберет правительство. Дополнительное образование — сфера особая. Гарантией качества здесь может служить только высокая репутация вуза.
— Что еще нового будет в программе-2020?
— Международный контроль качества образования. Аудит качества проведут ведущие вузы, РАН и зарубежные университеты. Другое новшество — введение пакета прозрачности учебных заведений с публикацией данных о педсоставе, расписании, материальной базе, средней зарплате педагогов. Будет также введен мониторинг трудоустройства и доходов выпускников за последние 5 лет по всем направлениям подготовки: абитуриент должен знать, что его ждет!