Уроки патриотизма. ФСБ разрабатывает закон о патриотическом воспитании
Общественный совет при ФСБ на совещании с представителями ФСБ и Минспорттуризма на этой неделе одобрил проект закона «О патриотическом воспитании граждан РФ». Над документом работали сразу десять ведомств и организаций: Минспорта, Минобороны, Минкультуры, Росвоенцентр, МВД, Минюст, Минфин, ФСБ, Российская академия наук и Российская академия образования. Сам же законопроект подготовлен в рамках программы патриотического воспитания на 2011–2015 годы. Напомним, программу утвердило правительство в октябре, на ее реализацию выделено 777,2 млн рублей. Главная ее задача, по словам разработчиков, – искоренить экстремизм в молодежной среде, повысить уровень духовности и патриотизма россиян. Львиную долю денег получит Роспечать – 138,5 млн рублей. Минкульт чуть меньше – 128,3 млн рублей. И 2 млн рублей – МИД России. Молодые ученые получат 6 млн рублей за научно-исследовательские и творческие работы, «связанные с героическим прошлым России».
Еще 3 млн обещаны Минобрнауки на семинары и конкурсы о «патриотическом воспитании в условиях модернизации». Росмолодежи поручено помогать организации «всероссийских интернет-конференций с участием руководителей ветеранских, молодежных и детских объединений по актуальным проблемам патриотического воспитания». ВГТРК должно подготовить телепрограммы, посвященные патриотическому воспитанию, а также запустить социальную антинаркотическую рекламу. Также планируется создать несколько новых музеев, в том числе «музей уголовно-исполнительной системы».
Но самые большие расходы предстоят в 2015 году, когда на 70-летие Победы и иные мероприятия, посвященные славным историческим событиям России, потратят более 100 млн рублей.
О сути законопроекта и о том, почему выделенных денег все равно недостаточно, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказала член Общественной палаты и Общественного совета при ФСБ Александра Очирова, принимавшая участие в обсуждении.
ВЗГЛЯД: Александра Васильевна, на заседании в ФСБ вы поддержали проект. Что изменится с его вступлением в силу?
Александра Очирова: Пока об этом рано говорить, так как над документом продолжается работа. Закон вносит поправки в десятки законов, в числе которых законы « Об образовании», «Об общественных организациях». Это серьезный шаг к тому, чтобы решить очень многие проблемы в обществе.
Ведь патриотизм – это очень серьезная технология обеспечения сплоченности общества, что является во многих европейских странах главной целью социальной политики. Патриотизм привязывает человека к своему народу, к родине.
ВЗГЛЯД: Какие конкретно шаги предлагаются в такой абстрактной сфере?
А. О.: В документе подчеркивается, что воспитание должно быть соединено с образованием. Сейчас же многие уже потеряли всякие связи со своей исторической памятью, со своей культурой. Все это в результате вызывает эмиграцию из России. С принятием этого законопроекта мы должны начать реализовывать такую политику, чтобы не упустить целые поколения россиян.
Ответственность за патриотическое воспитание юных россиян должна быть прописана в законе. Там будет четко указано, какие этапы должен проходить каждый ребенок, чтобы ощущать причастность к своей стране и своей культуре.
ВЗГЛЯД: О каких этапах идет речь?
А. О.: Должны быть стандарты, которые бы формировали представление россиян о своей стране и ее истории. Так, к примеру, еще недавно в России существовало несколько десятков учебников истории. Нести ответственность за их появление в школе должны как конкретные министерства, так и руководство школ. С нашими детьми должна идти непрерывная работа. Не случайно в законе содержится конкретная ответственность за пропаганду национализма и нетерпимости, за искажение истории.
То, что творится с образовательными стандартами в плане истории, просто вредит формированию сознания молодых ребят. Аналогичные законы уже приняты в некоторых регионах, но они должны появиться и на федеральном уровне.
«Мы не должны воспитывать ниндзя»
ВЗГЛЯД: Как будет выглядеть «прививка» патриотизма на практике? Дети будут учить гимн с первого класса?
А. О.: Это уже развитие закона. Сейчас важно добиться выделения финансирования и вменить определенным ведомствам обязанности по патриотическому воспитанию, назвать конкретных чиновников, которые будут за это отвечать.
ВЗГЛЯД: А на что потребуются дополнительные деньги?
А. О.: На федеральные программы по развитию патриотизма. Сегодня же ДОСААФ делает это очень поверхностно. В школах должны появиться уроки патриотизма, какие-то кружки и секции. Но все это должно контролироваться и финансироваться государством, чтобы под прикрытием этих секций не проповедовались национализм и терроризм. Обучение должно быть постоянно сопряжено с воспитанием на любом уровне.
ВЗГЛЯД: Надо ли возрождать в России аналоги октябрятских, пионерских и комсомольских организаций?
А. О.: Такая работа должна возобновиться. Хотя необязательно они возродятся в том же самом виде.
ВЗГЛЯД: А как вы относитесь к работе, которую вел нынешний глава Росмолодежи Василий Якеменко, помогавший, как известно, созданию различных молодежных движений?
А. О.: Я считаю, что нужно эти проблемы решать по-другому. Нужно наполнить патриотизмом те пространства, в которых обитают наши дети. Это семья, школа, детский садик, их книги, фильмы и игрушки. Мы не должны воспитывать воинов или ниндзя. Наша цель – сделать так, чтобы те, кто рождается в нашей стране, жили в ней и не уезжали отсюда.