Уголовная ответственность несовершеннолетних
Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Такие разделы были известны Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., а также Уголовному Уложению 1903 г.
Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г.).
Введение специального раздела приводит, наконец, в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. УПК России с 1951 г. содержит главу “Производство по делам несовершеннолетних”, в которой сосредоточены все нормы, относящиеся к особенностям таких процессуальных действий. Положительным является и то, что в УК РФ 1996 г. впервые законодательно определено само понятие “несовершеннолетний”: лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать. Лица моложе четырнадцати лет относятся к малолетним, старше восемнадцати к совершеннолетним.
Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей УК РФ, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых.
Главной особенностью, ранее не известной нашему законодательству, является предоставление права суду и следственным органамне привлекать к уголовной ответственности тех несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
Введением в закон этого очень важного положения завершены многолетние теоретические дискуссии по проблеме уменьшенной вменяемости и её влиянии на ответственность лиц подросткового возраста. Принятый закон как бы перекидывает мостик к первым законодательным актам России после Октябрьской революции, воссоздаёт важное стратегическое направление в работе по превенции преступности несовершеннолетних – воспитание, лечение, социальное обеспечение и лишь затем – меры уголовной репрессии.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в УК РФ таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигаются уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). “Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности”.
“Опасный возраст” - так говорят порой о подростках, ещё не воспитавших в себе характера. Повзрослеют, мол, образумятся. Трудно поверить в силу только времени. Зрелость приходит не всегда с годами. Она наступает с пониманием ответственности перед людьми, обществом, законом.
У большинства из несовершеннолетних правонарушителей отсутствует чувство меры, долга, представление о дозволенном, порядочном и непорядочном. Молодой человек становится рабом своих желаний, влечений. Жизненные потребности у таких подростков чаще всего примитивные, материальные преобладают над духовными. Они привыкли добиваться удовлетворения своих желаний любой ценой, даже путём правонарушений.
Известна истина:за преступление следует наказание виновного.Каждому преступному деянию соответствует вполне определённое воздействие, предусмотренное Уголовным кодексом.Иногда закон переступают подростки, образ мышления которых таков:риск,конечно,есть, но авось не поймают. Но как бы ни старался преступник изловчиться,как бы ни пытался “замести следы”, как говорят некоторые,“спрятать концы” - преступление всё равно будет раскрыто.Требование нашегообщества таково - ни один случай нарушения правопорядка не должен остаться незамеченным, ни один правонарушитель не должен уйти от ответственности.
Неотвратимость наказания имеет значение не только для борьбы с правонарушителями,но и для воспитания уважения к закону, укрепления законности в целом, воспитания у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.
В УК РФ1996 г. есть реальные законодательные основания альтернативы уголовного наказания несовершеннолетних – применение мер воспитательного воздействия. Однако применение принудительных мер воспитательного воздействия допустимо при наличии нескольких условий: во-первых, только как альтернатива уголовной ответственности и уголовного наказания, во-вторых, только в случае совершения несовершеннолетним впервые преступления небольшой или средней тяжести (ч. 1 ст. 90 УК РФ) или совершения таких же категорий преступления независимо от неоднократности или рецидива (ч.1 ст. 92 УК РФ); в-третьих, если будет признано, что исправление несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 90 УК РФ) может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Таким образом, наряду с оценочным основанием применения принудительных мер воспитательного воздействия, каким является возможность исправления несовершеннолетнего без применения наказания (известным и УК РСФСР 1960 г.), УК РФ вводит новое, формально-определенное основание применения принудительных мер воспитательного воздействия — совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести в случае освобождения от уголовной ответственности или совершение преступления небольшой или средней тяжести в случае освобождения от наказания.
Однако стоит отметить, что реализация ст.90 УК РФ на практике несколько затруднена ввиду отсутствия упорядоченной законодательной базыдеятельности учреждений обеспечивающих исправление несовершеннолетних без применения уголовного наказания.
Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего, как уже было сказано, является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания. Судможетназначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержаниюи направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.
Данная дипломная работа состоит из трех частей. В первой части дана краткая история развития законодательства об ответственности несовершеннолетних, а также характеризуется состояние преступности несовершеннолетних в настоящее время. Вторая глава посвящена принудительным мерам воспитательного характера, в нейрассмотрены такие вопросы, какоснования применения мер воспитательного воздействия(включая исключительные основания применения положений главы 14 УК РФ к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет), их виды, так же будут затронуты вопросы об общих принципах уголовной ответственности несовершеннолетних. В третьей главе рассмотрены меры по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних.
1. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних
1.1. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних
Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. “О комиссиях для несовершеннолетних” указывалось, что “суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних”.
Основная идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 “Руководящих начал” по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, “действующим без разумения”. Если же они “действуют с разумением”, т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
Декрет СНК РСФСР “О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях”, принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.
К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утверждённой в 1920 г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Комиссии широко использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918г. Это были детские дома, приёмники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодёжи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.
Аналогично складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.
В связи с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д.И. Курский по этому поводу сказал: “Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решён вполне благополучно”.