Квалификация и наказание за убийство
Среди всех прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ ставит на первое место право на самое дорогое, что есть у человека, - право на жизнь. Именно поэтому преступления, с посягательством на жизнь человека отнесены законом к категории наиболее опасных уголовно наказуемых деяний, за совершение которых предусмотрена возможность назначения самых суровых видов наказаний из перечисленных в ст. 44 УК РФ.
Самое распространенное преступление против жизни – убийство.
Убийство является одним из наиболее тяжких преступлений, его особая общественная опасность как уже было сказано ранее, состоит в том, что оно посягает на одно из самых ценных благ человека – его жизнь. При совершении убийства наступившие последствия не поддаются возмещению, так как причиненный вред не имеет равного эквивалента. При убийстве большому кругу людей, как правило, причиняется значительный моральный, а иногда и материальный вред. Смерть близкого человека вызывает огромное горе и чувство невозместимой утраты, наносит тяжелую моральную травму, надолго оставляющую след в сознании человека. Кроме того, потеря кормильца иногда влечет за собой определенные материальные трудности для его семьи. Большую общественную опасность представляет и личность убийцы. Последний обнаруживает особый эгоизм, жестокость, явное пренебрежение к человеческой личности и обществу. Это свидетельствует о глубине его нравственного падения , о попирании элементарных требовании морали.
В нашей стране, по данным МВД РФ количество зарегистрированных убийств и покушений на убийство за последние шесть-семь лет увеличилось почти вдвое и составило в 1998 г. 29, 5 тысячи.
По данным прокуратуры Хабаровского края на территории края в 1998 г. зафиксировано 570 убийств, что на 4, 8 % превышает показатель 1997 г. Среди названного количества убийств 445 убийств совершено по ч. 1 ст. 105 УК РФ, то есть без отягчающих и смягчающих обстоятельств, а 75 убийств – с отягчающими обстоятельствами, предусмотренные ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В соответствии с прогнозом о состоянии преступности в России, составленным В. В. Ляпуновым, в предстоящие годы количество совершенных убийств будет увеличиваться в среднем на 5 – 10 % в год.
В связи с этим задачи уголовной политики в сфере борьбы с посягательством на жизнь человека требует повышения эффективности правоприменительной деятельности, точного применения закона, что непосредственно связано с правильной квалификацией.
Правильная квалификация имеет место тогда, когда убийство получило оценку в соответствии с точным смыслом уголовно-правовой нормы, и установленными фактическими обстоятельствами его совершения.
Правильная квалификация – это прежде всего залог справедливого наказания виновного, достижения целей наказания, предусмотренных ст. 43. Имеющиеся в Верховном Суде РФ материалы свидетельствуют о том, что суды в основном правильно разрешают дела об убийствах. Вместе с тем при рассмотрении дел этой категории все еще допускаются ошибки в квалификации действий виновных, что в определенной мере обусловлено вступлением в действие с 1. 01. 97 г. Уголовного кодекса РФ, содержащего по сравнению с действовавшим ранее УК новые квалифицирующие признаки убийства.
Настоящая работа представляет собой попытку рассмотреть вопросы связанные с квалификацией и наказанием за убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ.
В работе уделяется внимание теоретическим вопросам о понятии и об общих признаках убийства. Решение которых основано на анализе работ таких авторов, как Н. И. Загородников, Э. Ф. Побегайло, С. В. Бородин, А. Н. Красавчиков и других.
Большое внимание в работе акцентируется также на вопросы, связанные с применением уголовно-правовых норм при квалификации отдельных видов убийств, предусмотренных ст. 105 УК РФ и наказание за данное преступление. Решение этих вопросов основано на рассмотрении судебной практики Верховного Суда РФ и Суда Железнодорожного района г. Хабаровска.
1 Понятие и общие признаки убийства
Понятию убийства всегда уделялось большое внимание. До принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 г., в котором впервые было дано легальное определение понятия убийство, каждая научная работа, посвященная этой теме, начиналась с дискуссии о его понятии. Высказывались различные определения понятия убийства, но среди них наиболее часто встречалось следующее.
Убийство – это направленное, умышленное или неосторожное лишение жизни другого лица, когда причинение смерти является основанием уголовной ответственности
В настоящее время в ч. 1 ст. 105 УК РФ дано законодательное определение убийства. Убийство – это умышленное причинение смерти другому лицу. Данное определение. Как мы видим, в основных чертах соответствует понятию убийства, выработанному теорией уголовного права. Имеется лишь одно, но весьма существенное различие. Согласно принятому ранее взгляду убийством считалось как умышленное, так и неосторожное лишение жизни другого человека. Теперь же в определении данного преступления совершенно четко говориться только об умышленном причинении смерти. Норма о неосторожном убийстве носит название «причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 УК РФ).
Справедливо следует отметить, что такое же мнение существовало в теории уголовного права задолго до принятия УК РФ 1996 г.
Так, например, М. Д. Шаргородский в своей монографии, изданной в 1948 г., относил к убийству только умышленное причинение кому-либо смерти, неосторожное причинение смерти он оставлял за пределами этого понятия
Легальное определение понятия убийства, данное в ч. 1 ст. 105 УК РФ, не поставило точку в названном споре ученых. Многие из них не отрицают законное определение убийства, а предлагают лишь дополнить его. Предлагаемое дополнение связано с тем, что убийство другого человека в отдельных, установленных законом случаях составляют необходимый признак, объективной стороны другого преступления (например, посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля – ст. 277 УК РФ). Поэтому, определяя убийство, по их мнению необходимо указать, что жизнь человека является непосредственным объектом посягательства. Данное пополнение, на мой взгляд, справедливо.
Исходя из сказанного, убийство следует определить как умышленное, противоправное лишение жизни другого человека, когда человеческая жизнь является непосредственным объектом преступления
2 Общие признаки убийства и их значение для квалификации
Объект, как известно, является, является необходимым элементом состава любого преступления, которое предусмотрено в уголовном законе, поскольку безобъектных преступлений просто не бывает.
Объектом преступления по уголовному праву являются только охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым общественно опасное деяние причиняет вред либо ставит под угрозу причинения такого вреда
Указывая на то, что объектом преступления являются общественные отношения, необходимо учитывать, что уголовный закон охраняет все составные его элементы, а именно: субъектов и их социальные связи, интересы субъектов, которые охраняются законом, а так же предмет, если он совпадает с предметом преступления На основании этого можно сделать вывод о том, что объектом преступления является так же и человек – участник общественных отношений.
Совершая убийство, виновный непосредственно посягает на жизнь другого человека. Жизнь другого человека и является непосредственным объектом убийства. При этом, как правильно, на мой взгляд, подмечает Б.С. Никифоров, жизнь человека нельзя сводить только к биологическому процессу, так как это понятие еще и социальное
Уголовно-правовой охране по уголовному законодательству РФ в равной мере подлежит жизнь любого человека независимо от его возраста, состояния здоровья или его социальной значимости. Уголовное российское законодательство не допускает лишения жизни и безнадежно больного человека, даже при наличии его согласия или просьбы (эвтоназия).
Равная защита всех людей от преступных посягательств на их жизнь – важнейший принцип уголовного права.
Именно равноценностью объекта объясняется, почему причинение смерти человеку, ошибочно принятому за другого, не рассматривается как «ошибка в объекте» и не влияет на квалификацию содеянного как оконченного убийства.
Усиление ответственности за убийство отдельных категорий лиц в социальных нормах не связанно с повышенной ценностью жизни потерпевших, а связано с наличием одновременно другого объекта или дополнительных последствий, отягчающих вину.
Как мы уже выяснили, при убийстве определяющим является причинение смерти потерпевшему. Вследствие этого возникает необходимость выяснения таких специальных вопросов, связанных с характеристикой потерпевшего, как понятие жизни, ее начала и конца.
Человек – это специфически живое существо. Его жизнь как биосоциального существа охватывает период самопроизвольного психофизического существования, имеющий начальные и конечные моменты.
Вопрос определения начального момента жизни относится к числу наиболее сложных.
В советские годы в теории уголовного права моментом начала жизни почти единодушно признавалось начало процесса физиологических родов. А.А Жижленко аргументировал это следующим образом: «Пока роды не начались будет на лицо умерщвление плода, а не убийство, но как только роды начались, а в особенности если часть младенца появилась наружу, можно говорить о рождении человека, убийство которого должно быть наказуемо Ему вторил Б.С. Успенский: «С момента начала родов действия, направленные на то, чтобы уничтожить плод, появившийся из утробы матери, признается во всех случаях убийством» Несколько иной взгляд по этому вопросу содержится в высказывании М.Д. Шаргородского, согласно которому, началом жизни человека является начало дыхания или момент отделения пуповины
Утверждение о том, что жизнь человека начинается с момента начала физиологических родов, сохраняется у нас и по настоящее время Однако ясно, что оставлять определение начала человека таким запутанным, спорным, разумеется, нельзя. Это следует из того, что констатация начала жизни человека, которая была крайне необходима всегда, сейчас еще более актуальна в связи с введением УК РФ специальной нормы, предусматривающей ответственность за детоубийство (ст. 106).
Прежние споры о теории уголовного права о том, какой момент является началом жизни, в настоящее время позволяет разрешить Приказ Минздрава и Постановление Государственного комитета по статистике от 4 декабря 1992 г. «О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения» и разработанная на их основе Инструкция «Об определении критериев живорождения и мертворождения, перинатального периода», где, в частности, указывается: «Живорождением является полное изгнание или извлечения продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит и проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольное движение мускулов, независимо от того, перевязана ли пуповина и отделилась ли плацента»